Новогодние обряды Беларуси

Не за горами 2015 год, год деревянной Козы, которую астрологи уже успели окрасить в синий цвет. Хозяйки покупают синие гирлянды, деревянные украшения для дома, задумываются о том, что поставить на праздничный стол, чтобы порадовать символ грядущего года, однако хочется напомнить, что коза имеет особенное значение не только в китайском календаре, но и в культуре Беларуси.  У белорусов, как и у прочих славянских народов, существовали свои обряды и ритуалы, связанные с домашними животными и в том числе с козами.

Образ козы чаще всего связан с урожайностью и плодовитостью: «Дзе каза ходзiць, там жыта родзiць». Коза – символ плодородия, однако при этом её также воспринимали как животное «нечистое», созданное чертями по их образу и подобию. Персонажи белорусской мифологии коз не любят – банник, овинник, леший, домовой – предпочтут избежать встречи с этим безобидным животным. Считается, что коза не позволит нечистой силе сцедить у коровы молоко или загнать-замучить лошадей. Масленица, Коляды, Дожинки не обходились без этого рогатого персонажа и ритуалов, связанных с ним. Коза присутствовала на таких праздниках в виде маски или чучела, привлекая хороший урожай и благополучие в дом. Иногда по дворам могли провести и живую козу. 

Благодаря своим «связям» с потусторонним миром, коза заслужила почётную роль связующего звена между реальным миром, и миром предков, которые в Рождество благословляют семью на Новый год.

Рождество и Новый год – очень важный праздник в белорусском календаре. Белорусы верили, что в колядные дни можно заглянуть в будущее, любое событие или даже слово, сказанное на Коляды, проецировалось на весь будущий год. За праздничным столом собиралась вся семья, но также оставляли незанятое место – для случайных гостей или для предков, которые по поверью незримо присутствуют со своей семьей в эти праздники.  

Обязательным и одним из ключевых обрядов зимней поры было колядование. Люди (чаще всего неженатые парни) наряжались в каких-либо персонажей (Дед и Баба, Ангел, Коляда, Ведьма, Офицер и конечно Коза) и шли вместе по дворам – поздравлять жителей с Колядами. Колядующие старались не пропустить ни одного двора, потому как считалось что «Калядоўшчыкі ў хату шчасце нясуць». Те, к кому заглядывала колядная процессия, должны были щедро одарить визитёров. 

По сей день в разных уголках Беларуси можно обнаружить разные традиции колядных обрядов. Большую известность приобрел народный обряд «Колядные цари», внесенный в список культурного наследия ЮНЕСКО несколько лет назад. Обряд был обнаружен  в Копыльском районе, в деревне Семежево. История «Колядных царей» восходит к 18 веку, когда рядом с деревней размещались части царской армии. Согласно местному преданию, в те времена солдаты начали на Коляды ходить по дворам с веселыми представлениями и поздравлять жителей с Новым годом. Жители Семежево одаривали их за это подарками. Эта традиция сохранилась в Семежево и после ухода отряда, развившись в необычное и запоминающееся новогоднее действо. По сей день местная молодежь, мужчины и юноши, наряжаются в костюмы, похожие на военную форму (белые штаны и сорочка, высокие шапки, украшенные разноцветными лентами, повязанные на груди крест-накрест семежевские пояса). Это и есть Колядные Цари. Они ходят по дворам, исполняя  пьесу «Царь Максимилиан», где присутствуют такие персонажи как Дед и Баба, лекарь, барабанщик, мехоноша, царь Максимилиан, царь Мамай и другие.

Сам праздник достаточно многолюдный, на него собирается около 500 человек, которые приходят не только из Семежево, но и из окрестных деревень и городов. Проводится обряд в ночь с 13 на 14 января, в Щедрый вечер.

В эти же дни проводится и единственный по-настоящему детский колядный обряд, сохранившийся в Беларуси, -  «Куры». Его можно увидеть в Кличевском районе, где дети деревень Дмитровка, Несета, Вирков  украшают колядную звезду, зажигают свечу и идут по улицам петь песни, среди которых обязательная - «Куры» - и дала название обряду.

Ещё один интересный обряд называется «Тянуть Коляду на дуба» - своеобразные проводы Коляды. По сей день можно увидеть это действо в Любушанах, Чижахе и Новинах. Жители деревни с утра наряжают соломенную куклу (Коляду) либо колесо от телеги, а также готовят кутью в глиняном горшке. Все это везут к дубу, с которого снимается старая Коляда, которую нужно сжечь на костре, а на дерево затягивается новая Коляда. Она будет защищать от грома и служить тому «каб буслы сяліліся». Кое-где есть еще один обычай – горшок с кутьёй разбивают так, чтобы каша разлетелась во все стороны – жертва предкам на хороший урожай.

После долгого перерыва в советские годы, «Тянуть Коляду надуба» снова начали в Березинском районе лишь в 1990-е годы. Сейчас действо находится в списке белорусского историко-культурного наследия.

Среди молодежи было принято не только колядовать или гадать в новогодний период, но и играть в игры, соответствующие этой поре. Так, в колядные вечера проводилась «Женитьба Терешки». Эта игра была призвана познакомить между собой неженатую молодежь. До начала ХХ века игра была неотъемлемой частью Коляд, однако даже сейчас её можно увидеть кое-где в Витебской и Минской областях.

И так из года в год наши предки встречали приход Нового года, веселились, надеялись на лучшее. По сей день в  некоторых районах Беларуси можно перенестись в  те удивительные времена, когда в Щедрый вечер ходили Колядные цари и Куры, когда женился Терешка, а на исходе Святок тянули Коляду на дуба… Для современников участие в подобных обрядах – это не только оригинальный способ провести новогодние праздники, но и окунуться в самобытность белорусской культуры.