Минск наощупь: закрой глаза, чтобы увидеть! (+видео)

Мы стоим на обзорной площадке у Свято-Духова Кафедрального собора. Впереди – панорама Троицкого предместья, набережная Свислочи, нетерпеливо заполняющие троллейбусы горожане. Привычная, в общем-то, картинка. Наташа завязывает мне глаза и окружающее пространство резко сужается. Во Вселенной остаются существовать только звуки машин, журчащего где-то за спиной фонтана, стука каблуков по мостовой, голос экскурсовода и моя медленно нарастающая паника.

-- Расслабься, прислушайся  к окружающему миру, сконцентрируйся на своих ощущениях,- Наташа берет меня за руки. – Обычно человек до 80% информации об окружающем мире получает благодаря зрению, сегодня твоя задача получить этот объем информации благодаря другим органам чувств. Ими могут стать, например, ноги. Что ты чувствуешь под ногами?

Неожиданно под ногами ясно начинает скрипеть песок, сквозь тонкую подошву балеток ощущаются стыки между плитками. Но это никак не влияет на страх того, что при первом же шаге ты обязательно обо что-нибудь споткнешься или ударишься. Паника усиливается от одной только мысли, что в этой темноте тебе нужно куда-то идти.

Чтобы как-то меня успокоить, Наташа рисует на моей ладони маршрут, по которому мы пройдем с ней в ближайшие полтора часа. Когда-то она сама была на моем месте – впервые прошла свой путь с завязанными глазами, поэтому хорошо понимает сейчас всю гамму моих эмоций.

Первым на нашем пути встает шершавая стена Свято-Духова кафедрального собора. Удивительно – на поверку она имеет три угла. Холодный острый уголок, который я нащупываю чуть ниже – это мрамор. Оказывается, отчетливо «видеть» можно… кончиками пальцев.

- Сегодня в самом соборе хранятся две святыни, к которым приходят поклониться верующие, - рассказывает мой невидимый экскурсовод. - Одна из них – чудотворная икона Богоматери, по преданию в 1500 году приплывшая из Киева против течения к берегам Минска. Именно она изображена на гербе города и считается его покровительницей. Вторая святыня – мощи Софи Слуцкой, защитницы православия на белорусских землях.

- Дальше мы подойдем к Крестильному храму, - спокойным негромким голосом произносит Наташа – эти уверенность и спокойствие пусть немного, но передаются и мне. Однако все равно каждый шаг дается с трудом – в ситуации кромешной тьмы вокруг каждая выбоина в дороге или обычный водосток становятся потенциальной угрозой.

Экскурсовод прикладывает мою руку к холодной стене храма – я чувствую ее неоднородность. Это мозаика, которой выложен лик святого равноапостольного Кирилла. Как ни странно, но в воображении никак не всплывает его образ, хотя, казалось бы, я тысячу раз проходила мимо Крестильного храма, гонимая срочными делами и личными заботами. А тут я кончиками пальцев ощущаю и массивную мраморную раму образа, и каждый камешек мозаики, и каждый изгиб на ней.

Путь к следующему пункту экскурсии – бывшему собору Святого Иосифа – кажется бесконечным, хотя на самом деле в обычной ситуации до него всего с десяток шагов. С завязанными глазами пространство сужается, а вот расстояние – растягивается. Справа журчит фонтан, нос щекочет запах еды из одного из соседних ресторанов.

В соборе сегодня располагается архив научно-технической документации и архив-музей литературы и искусства Республики Беларусь, хотя раньше здание принадлежало католикам-бернардинцам. На шпиле – солнце в кругу. Это знак, что собор ныне недействующий. О солнце я узнаю из уст Наташи – она подробно описывает мне здание. Ни солнца, ни многоступенчатых карнизов, ни изгибов крыши, ни ниш, в которых раньше были статуи святых, я раньше не замечала. Проходила мимо, в спешке пропуская красивые детали. Стоило закрыть глаза, чтобы отчетливо их увидеть!

- Дальше будет лестница, но я буду помогать тебе – не бойся, – предупреждает Наташа. И меня охватывает настоящая паника – такой беспомощной я не чувствовала себя давно. Ловлю себя на том, что руки автоматически вытягиваются вперед, чтобы предупредить ожидаемый удар или хотя бы упасть на них, если споткнусь. Наташа кладет мою руку на перила, вторую крепко сжимает, отсчитывая шаги. Я высоко поднимаю ноги, чувствуя, как нелепо, наверное, выгляжу со стороны.

Чтобы задействовать как можно больше органов чувств, Наташа предлагает прикоснуться к цветам на городской клумбе – их лепестки неожиданно оказываются очень нежными наощупь, а запах ненавязчивым и довольно приятным. А вы знаете, как пахнут петунии?

Звуки фонтана оказываются за спиной, все дальше и дальше, а мы подходим к «новоселу» у городской Ратуши – скульптурной композиции Городские весы. Под ногами отчетливо чувствуется совсем другая поверхность – более крупный и ребристый камень. Поочередно я ощупываю поверхности – руку холодит металл, из которого сделано изваяние, изображающее жизнь купцов и местного войта пять веков назад. Недавно здесь родилась новая традиция – оставлять деньги в звеньях цепи, у ног скульптур. Деньги я тоже ощупываю: под пальцами – маленькие бумажные скрутки. Сама же композиция поставлена в деревянную нишу – и эту шершавость не спутаешь ни с чем. Дерево оказывается чуть теплым, в отличие от мраморного постамента, на котором размещена сама скульптурная композиция.

После тактильного знакомства очень хочется вымыть руки – я почти физически чувствую пыль на своих пальцах. Наташа вкладывает в мою руку влажную салфетку. Продолжаем.

Прикасаемся к печати минской Ратуши, на которой изображен герб города: «Вот силуэт Божьей Матери, а рядом ангелы – чувствуешь?», - Наташа проводит моими пальцами по холодному металлу печати. А ведь для кого-то это единственный способ увидеть мир вокруг себя – молнией проносится в голове.

Затем она предлагает пальцами «увидеть», что изображено на старинных монетах, вмонтированных в пьедестал Городских весов – это 4 вида денег, которые в разное время были в обращении в ВКЛ. Я нащупываю корону и профиль – это один из королей.

- У вас все нормально? – слышим мужской голос рядом.

- Нормально, а что? – интересуется наш фотограф.

- Ну, может вы умом тронулись? – долетает участливое в ответ. Как мы узнали позже, так «заботу» о нас проявил местный ОМОН, патрулирующий Верхний город во время Чемпионата мира по хоккею.

Дальше Наташа голосом рисует в моем воображении церковь Святого Духа, когда-то здание православного Петропавловского собора, ныне восстановленное и возвращенное к изначальному униатско-базилианскому. Сейчас здесь размещается концертный зал «Верхний город», а когда-то монахи пели хоралы. Все это время я слышу шаги и голоса вокруг – город живет своей жизнью, здесь, совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки.

Наш же дальнейший план – обойти церковь, что оказывается не так просто из-за заставленных машинами тротуаров. Где-то мне приходится с Наташиной помощью взбираться на какие-то поросшие травой пригорки, чтобы обойти автомобили.

Мы считаем количество шагов вдоль боковой стены здания – их оказывается ровно 80. При этом огромные камни под ногами больно режут стопы – такое чувство, словно я иду босиком. Утверждение, что при потере одного органа чувств, чувствительность остальных обостряется, я в полной мере ощущаю на себе.

Моего главного ориентира – звуков фонтана – уже не слышно и я почти перестаю ориентироваться, где нахожусь. И тут Наташа пускает меня в «свободное плавание» - мне нужно самостоятельно пройти к конечному пункту нашего маршрута, где меня ждет особый сюрприз.

Шершавая поверхность, деревянная дверь с коваными ручками – расстояние до конца стены церкви, моей единственной опоры, кажется бесконечным. Это потом, на макете я увижу, что на самом деле я преодолела всего несколько метров.

И именно здесь, в арке, куда меня проводит мой экскурсовод, ждет сюрприз – им оказывается макет здания, которое я только что ощущала ладонями. Макет – вещь уникальная, созданная специально по заказу общественной организации «Мивия», которая и проводит подобные экскурсии для всех желающих. Благодаря ему у меня есть не только возможность руками прочувствовать размеры, архитектурные изгибы здания, оконные арки, нарисовать в воображении необычную крышу, детали, архитектурные изгибы, но и… послушать его. Здание говорит с экскурсантом голосами героев разных эпох. Я узнаю, что раньше здесь был монастырь, в его стенах часто звучали хоровые пения.

- Давай последний раз поднимемся по ступенькам и прислушаемся к стенам – может, мы услышим эти песнопения? – Наташа снова берет меня за руку и я – уже бодрее и увереннее – поднимаюсь по ступеням. Мы прикладываем руки к стене – она слегка покалывает ладони. Видимо, особенности отделки. Стены молчат. Слышны только доносящиеся откуда-то издалека звуки машин.

Наташа развязывает мою повязку – я долго не могу открыть глаза от слепящего света. Открыв, понимаю, наконец, где нахожусь.

 

Оказывается, мы прошли не больше километра, а ощущение, словно проделан огромный путь. После которого – я точно знаю – Верхний город для меня уже никогда не будет прежним. Таким я его никогда не… чувствовала. Не прикасалась, не прислушивалась, не ощущала и не «видела». Не знала. Сегодня он открылся для меня с совершенно новой стороны.

Что это было?

Экскурсии с завязанными глазами уже около пяти лет проводят в Португалии, Германии, России, Украине. В Минске ими занимается общественный проект «Мивия», благодаря которому появились социальные проекты «Прикосновение к Минску» и «С закрытыми глазами». Координатором и организатором является Людмила Скрадаль, с этого года в команду экскурсоводов влилась и наш сегодняшний экскурсовод Наталья Пальчук (на фото - слева).

Основная идея проекта – привлечение внимания к проблемам экскурсионного обслуживания людей с ограниченными способностями. В данный момент уже создан макет и барельеф ратуши для экскурсий по Верхнему городу для слабовидящих и слепых, а по площади Независимости проводятся экскурсии для инвалидов-колясочников.

 

*Портал путешествий Traveling.by является источником текста и фотографий данного материала. Спасибо редакции портала за разрешение на его перепечатку! Видеоролик подготовлен студией Vfokuse.by, которую мы также благодарим!